Культурная практика в старшей группе "Чтения детской художественной литературы"

Педагогический работник Пахом Светлана Павловна.
Педагогический работник
Пахом Светлана Павловна

Культурная практика литературного детского творчества связана с восприятием литературного образа (объекта), с внутренней и внешней интерпретацией (рефлексией) его свойств (качеств), с созданием нового образа (объекта, сюжета).

Культурная практика литературного детского творчества складывается на основе накопления ребенком определенного читательского опыта, отличающегося развитым интересом к чтению, умением воспринимать и понимать художественное произведение в соответствии с возрастными возможностями, способности к самовыражению в разных видах художественно-речевой деятельности.

Культурная практика литературного детского творчества позволяет ребенку выстраивать и осмысливать содержание литературных произведений и фольклора приобретая, проявляя в том числе:

  • - эмоции и чувства, отношение к образам (объектам), сюжетам; к созданию нового образа (объекта, сюжета), к его презентации.
  • -  опыт самостоятельного творческого действия, собственной многообразной активности на основе собственного выбора литературного произведения для чтения, заучивания, драматизации (театрализации);
  • -  ситуативное и глубинное общение, плодотворную коммуникацию и взаимодействие (сотрудничество) с взрослыми и детьми в процессе слушания (восприятия) литературного произведения и фольклора, обсуждения, драматизации.

Развитие литературного творчества дошкольника наблюдается через смену ролей:

  • - роль - «Слушатель» – воспринимает литературный текст, образ, насыщается впечатлениями, увлекается мотивируется на творчество;
  • - роль – «Рассказчик» - пересказывает литературное произведение, пытается донести до других смысл услышанного им самим, максимально придерживаясь оригинального текста;
  • - роль - «Творец» - сочиняет и создает свой собственный образ, историю, сказку.

Выделенные компоненты литературного творчества (эмоционально-чувственный, деятельностный, когнитивный) проявляются в содержании этих ролей.

Этапы работы с текстом литературного произведения:

  • До чтения – мотивационный, целеориентированный.
  • Во время чтения –содержательный, ценностно-ориентированный.
  • После чтения – ценностный диалог; творческий; рефлексивный; открыто-перспективный.

Программа занятий

Восприятие фольклора является универсальной культурной практикой ребенка, так как выступает одним из элементов устного народного творчества. В ходе освоения детьми дошкольного возраста фольклора как культурной практики в условиях ДОО и семьи предполагается, что определяющим в понимании «фольклор» выступает не механическое копирование, воспроизведение старых форм, а ценностно-смысловое «прочтение» народной культуры и способы трансляции ее ценностей миру детства через различные фольклорные жанры.

Чтение (восприятие) художественной литературы и фольклора детям как особая культурная практика необходимая для развития ребенка дошкольного возраста является универсальным развивающим средством. Художественные литературные тексты, фольклор позволяют ребенку интуитивно схватывать все многообразие связей вещей, событий, отношений, и в этом плане дополняют развивающие возможности других культурных практик дошкольников (игровой, познавательной, речевой, изобразительной деятельности и др.). Эти культурные практики, выступающие в образовательном процессе в форме партнерства взрослого (их носителя) с детьми, являются для детей дошкольного возраста стержневыми, формообразующими, обеспечивающими в своем сочетании полноценное развитие ребенка:

  • - в совместной партнерской деятельности взрослого с детьми (партнер – равноправный участник дела и как таковой связан с другими взаимным уважением),
  • - в свободной самостоятельной деятельности самих детей.

Партнерство в совместной деятельности взрослого с детьми, в ходе которого решаются развивающие задачи восприятия литературного произведения и фольклора как культурной практики через: 

  • - развитие культуры чувств и переживаний (эмоционально-чувственный компонент), 
  • - развития инициативности детей в разнообразных формах культурной практики литературного творчества, способности к планированию собственной художественно-творческой деятельности и произвольному усилию, направленному на достижение продукта - результата (деятельностный (регулятивный, поведенческий) компонент).
  • - развитие общих познавательных способностей (когнитивный компонент) в различных формах литературного детского творчества (творческое рассказывание, сочинение сказок, историй, поэтическое творчество).
На этой странице

Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie