Культурная практика в старшей группе "Чтения детской художественной литературы"
Культурная практика литературного детского творчества связана с восприятием литературного образа (объекта), с внутренней и внешней интерпретацией (рефлексией) его свойств (качеств), с созданием нового образа (объекта, сюжета).
Культурная практика литературного детского творчества складывается на основе накопления ребенком определенного читательского опыта, отличающегося развитым интересом к чтению, умением воспринимать и понимать художественное произведение в соответствии с возрастными возможностями, способности к самовыражению в разных видах художественно-речевой деятельности.
Культурная практика литературного детского творчества позволяет ребенку выстраивать и осмысливать содержание литературных произведений и фольклора приобретая, проявляя в том числе:
- - эмоции и чувства, отношение к образам (объектам), сюжетам; к созданию нового образа (объекта, сюжета), к его презентации.
- - опыт самостоятельного творческого действия, собственной многообразной активности на основе собственного выбора литературного произведения для чтения, заучивания, драматизации (театрализации);
- - ситуативное и глубинное общение, плодотворную коммуникацию и взаимодействие (сотрудничество) с взрослыми и детьми в процессе слушания (восприятия) литературного произведения и фольклора, обсуждения, драматизации.
Развитие литературного творчества дошкольника наблюдается через смену ролей:
- - роль - «Слушатель» – воспринимает литературный текст, образ, насыщается впечатлениями, увлекается мотивируется на творчество;
- - роль – «Рассказчик» - пересказывает литературное произведение, пытается донести до других смысл услышанного им самим, максимально придерживаясь оригинального текста;
- - роль - «Творец» - сочиняет и создает свой собственный образ, историю, сказку.
Выделенные компоненты литературного творчества (эмоционально-чувственный, деятельностный, когнитивный) проявляются в содержании этих ролей.
Этапы работы с текстом литературного произведения:
- До чтения – мотивационный, целеориентированный.
- Во время чтения –содержательный, ценностно-ориентированный.
- После чтения – ценностный диалог; творческий; рефлексивный; открыто-перспективный.
Программа занятий
Восприятие фольклора является универсальной культурной практикой ребенка, так как выступает одним из элементов устного народного творчества. В ходе освоения детьми дошкольного возраста фольклора как культурной практики в условиях ДОО и семьи предполагается, что определяющим в понимании «фольклор» выступает не механическое копирование, воспроизведение старых форм, а ценностно-смысловое «прочтение» народной культуры и способы трансляции ее ценностей миру детства через различные фольклорные жанры.
Чтение (восприятие) художественной литературы и фольклора детям как особая культурная практика необходимая для развития ребенка дошкольного возраста является универсальным развивающим средством. Художественные литературные тексты, фольклор позволяют ребенку интуитивно схватывать все многообразие связей вещей, событий, отношений, и в этом плане дополняют развивающие возможности других культурных практик дошкольников (игровой, познавательной, речевой, изобразительной деятельности и др.). Эти культурные практики, выступающие в образовательном процессе в форме партнерства взрослого (их носителя) с детьми, являются для детей дошкольного возраста стержневыми, формообразующими, обеспечивающими в своем сочетании полноценное развитие ребенка:
- - в совместной партнерской деятельности взрослого с детьми (партнер – равноправный участник дела и как таковой связан с другими взаимным уважением),
- - в свободной самостоятельной деятельности самих детей.
Партнерство в совместной деятельности взрослого с детьми, в ходе которого решаются развивающие задачи восприятия литературного произведения и фольклора как культурной практики через:
- - развитие культуры чувств и переживаний (эмоционально-чувственный компонент),
- - развития инициативности детей в разнообразных формах культурной практики литературного творчества, способности к планированию собственной художественно-творческой деятельности и произвольному усилию, направленному на достижение продукта - результата (деятельностный (регулятивный, поведенческий) компонент).
- - развитие общих познавательных способностей (когнитивный компонент) в различных формах литературного детского творчества (творческое рассказывание, сочинение сказок, историй, поэтическое творчество).
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»